Вытегорский район, Макачево (деревня)
Столбова С.Г., 1925 г.р.
17.08.2006
Репортаж
- на похоронах какая-нибудь знающая старушка могла насыпать песочек с могилы за воротник кому-нибудь из родственников умершего; она говорила какие-то слова, чтобы человек не тосковал
- когда покойник в доме, то зеркала завешивали, чтобы «там не казалось»
- когда человек умрет, то сразу открывают трубу, чтобы «душа полетела»; пришедшие посторонние люди могли спросить: «Трубу-ту открыли?», им отвечали: «Открыли»
- рассказ о том, как хоронили в Замошье украинца
- здесь, когда хоронили, то покойнику говорили: «Ну, теперь ты будешь дежурить до следущево»
- раньше тех, кто задавится или повесится, хоронили на окраине кладбища, в сторонке, от остальных; утопленников не разделяли со всеми
- хоронят рядом с родственниками
- считается, что умершие на том свете встречаются
- сейчас, когда приходят на кладбище, то к другим могилкам не ходят, а стоят только у могилы последнего покойного, т.к. считается, что все покойники приходят сюда, тоже хоронят, «там [на том свете] их дома нету»
- раньше могли во время похорон проведывать свои могилки
- раньше, после войны, делали «футляры» из досок, в футляр опускали гроб и сверху его заколачивали досками; на гроб раньше стелили тканую дорожку [половик]
- в могилу бросают деньги (мелочь, раньше медные деньги), считается, что «окупают место»
- когда гроб опустят, то в могилу голой рукой кидают землю, также стараются взять лопату и несколько лопат земли бросить в могилу
- копать могилу могут свои, родственники, а выносить гроб свои не должны; выносить зовут деревенских жителей, соседей
- в доме покойник лежит на столе ногами в передний угол, потом, перед выносом, поворачивают и выносят ногами вперед; стол, на котором лежит покойник, стоит наискосок, чтобы покойник ногами был направлен в угол; стол был покрыт белой тканью; если стола в длину не хватало, то подставляли еще что-нибудь
- в гроб клали стружки и листья от веника, сверху покрывали «вётхим» материалом (новое не клали)
- случай из жизни: у бабушки было приготовлено «на смерть»: длинное платье «как саван», домотканая рубашка, платок, чулки, тапочки; внучка это утащила и нарядилась «окрутником»; потом это постирали и снова положили храниться до смерти
- саван был длинный как мужская рубашка, свободного кроя, бледный; саван шили сами женщины для себя
- когда шили рюшки к гробам, то нельзя было делать узелки; подушечки с ватой шили также
- в гроб клали листья от веников и стружки, в подушку клали вату
Продолжение репортажа:
- в гроб клали мужику расческу, женщине – гребенку; клали очки, палку (клюшку), курящему мужику – пачку папирос и спички; мужику клали кепку, ее не надевали, а клали рядом
- на ноги надевали тапочки или полуботинки
- на поминки приглашать не принято, могут приходить все, после поминок «спасибо» не говорят
- 9-й и 40-й день считаются от дня смерти, день смерти считается первым; хоронят на третий день после смерти
ОНМЦК АФ 250-10
001 БУК ВО ЦНК г. Вологда [Аудио]
Кулев А.В., Кулева (Балакшина) С.Р., Теленкова Д.Н.
17.08.2006
Вытегорский район, Макачево (деревня)
Столбова С.Г., 1925 г.р.
Аудио
https://folkvologda.ru/fund/o-pokhoronno-pominalnykh-obryadakh_27502/