О похоронно-поминальных обрядах

Фонд объектов традиционной народной культуры Вологодской области — электронная база объектов традиционной народной культуры из Собраний федеральных, региональных, муниципальных учреждений культуры и образования, а также частных коллекций.
Подробнее о фонде

Объект Фонда традиционной народной культуры Вологодской области

Место

Шекснинский район, Демсино (деревня)

Исполнитель
Дата записи

26.07.2003

Паспорт объекта
Аудио
: :

О похоронно-поминальных обрядах

Репортаж о похоронно-поминальных обрядах:

- если покойник снится, надо в церкви заказывать молебен

- после кладбища дома обязательно моют руки, могут выносить на улицу ведро с водой, чтобы все могли вымыть руки, и полотенце, чтобы вытирались

- когда гроб увозят на кладбище, дома остается кто-нибудь прибираться, надо вынести из дома еловые «лапушки» и сжечь их за деревней, потом моют в доме пол, начиная от переднего угла, собирают стол с закуской

- плохие тряпки после покойника сжигают за деревней в той стороне, куда увозят покойника на кладбище

- когда покойник лежит в доме, то в доме ставят таз с водой и марганцовкой, чтобы не было запаха, потом этот таз выливают около дома

- раньше зажигали лампадку, обносили ее около гроба, читали молитвы

- сейчас около гроба ставят свечки

- покойника кладут головой к переднему углу вдоль половиц, ногами к дверям

- когда в дом приходят люди прощаться с умершим, на гроб кладут деньги, потом, перед выносом гроба, эти деньги собирают и несут в церковь – «на свечку», в церкви на эти деньги покупают свечки, поминают в 20-й, 40-й день

- когда после покойника убирают в избе, стулья переворачивают кверху ножками




СОБИРАТЕЛЬ: А вот не могли с покойным какие-нибудь там вещи передавать другому-то умершему?

Скворцова А. Я: Нет, не было этого.

- А вот говорят, покойный приходит, снится?

- Ну если снится, вот я и говорю, надо в церкву, чтобы молебен. Сходить, да за упокой. Там уж знаю, какой молебен отслужить.

- А вот когда с могилы приходят, там руки как-то не умывают?

- Умывают. Обязательно. Как с могилы придешь, дак это обязательно

- Дома прямо мыли?

- Дома. Вот как могилу копают, да как придут домой и моют. Воды вон ведро, да всем подают. Так-то ходишь, да все равно руки моешь.

- А в баню не ходили?

- Нет, не было этого.

- А там вот на улице в ведром стояли и с полотенцем?

- Да, чтоб руки-то помыть.

- А вот когда на кладбище везли, дома никто не оставался?

- Нет, обязательно надо все прибрать. Тазик иногда с марганцовкой ставишь под гроб и лапушки. Дак это надо, чтобы убрать, да сжечь эти лопушки. Ну куда поедет, дак проводить, а потом сразу пол моют, а потом собирают стол.

- А вот как пол моют?

- Как обычно. Начинаешь от переднего угла. Остается человека 2-3,чтобы все убрать, стол накрыть. Это обязательно, когда родственники приезжают.

- Остается-то кто?

- Кто из родственников, а иногда и чужие, кто попросят дак. Потом приедут с погоста, дак садятся, а там уж выпивка все.

- А вот вы говорили, эти лопушки надо сжечь?

- Это за деревней, где она кончается. А иногда вот человек лежит, дак дома помер, дак из под него простыни сжигают. Это все собирают и сжигают за деревней.

- Это вот с процессией идут?

- Нет, вот повезли покойного, дак вот это все соберешь и за деревню. А так за покойником ветер, а иной раз за деревню. Ну куда ветер, дак как чего.

- Это плохо, если дым в деревню?

- Ничего, не знаю.

- А вот воду с марганцовкой ее тоже за деревней выливают?

- Нет, ее тоже за деревней.

- А зачем ее ставят?

- А иногда запах от покойника, дак она убивает запах.

- А не окуривают его никак?

- Это все раньше было, сейчас ничего не делают.

- А как окуривали?

- Ну какая-то лампадка, да зажгут там с молитвой. Около гроба обнесут, да с молитвой скажут. Это все ранние люди, а сейчас-то нет. А сейчас свечки ставят около-то гроба.

- А куда ставят?

- Д а вот хоть пускай тут на другой стол поставят. Около головы.

- А вот на какой лавке?

- А теперь лавок нету. На гроб деньги кладу, кто сколько может. Кто десят, да потом в церковь несут, что, как говорится, на свечку, а там свечек накупят, да поминки делают. 20й день, да 40й.

- А вот денежки когда на гроб кладут?

- А вот ты бы пришла и положила. Посидела бы, положила десятку, кто как, у кого какие средства. А потом, как выносить, дак хозяин или родственник собирает, а потом в церкву, сколько там накладут. Если много родственников, дак прилично может.

Автор расшифровки: Белавина К.П.

Исторический шифр записи

ОНМЦК АФ 092-03

Фонд

001 БУК ВО ЦНК г. Вологда [Аудио]

Авторы записи

Савинская (Станкевич) Е.В., Савинский А.П.

Дата записи

26.07.2003

Место записи

Шекснинский район, Демсино (деревня)

Исполнитель

Скворцова А.Я., 1928 г.р.

Вид исполнения
Репортаж
Событие
Похоронно-поминальный
Тип фонда

Аудио

Постоянная ссылка

https://folkvologda.ru/fund/o-pokhoronno-pominalnykh-obryadakh_12214/

Возврат к списку