Шекснинский район, Демсино (деревня)
Скворцова А.Я., 1928 г.р.
26.07.2003
Репортаж о похоронно-поминальных обрядах:
- на могилу ставили крест, а в ноги покойника садили небольшое дерево (рябину, черемуху), потому что раньше оград не было, а крест мог сломаться, поэтому садили дерево, чтобы не потерялась могила
- покойника старались обмыть, пока он не окостенел, обмывать приглашали родственников; обмывали теплой водой и тряпочкой, воду выливали к углу дома, там, где никто не ходит
- в гроб клали чистые тряпочки, шили подушечку руками, не на машине, набивали ватой
- покойника закрывали коленкором
- в церкви дают проходную и венчик, чтобы класть на лоб; когда покойник лежит в гробе, икону кладут на него, а перед тем закрывать гроб, икону убирают из гроба
- когда выносят гроб из дома, то по дороге от дома до кладбища кидают еловые ветки – «лапушки», в могилу на дно тоже кладут «лапушки», потом на них опускают гроб
- в могилу бросают деньги (мелочь) – «откупают место»
Скворцова А. Я: Дак вот крест, а тут в ноги посадили рябину.
СОБИРАТЕЛЬ: Дак это все деревья садили на могилу?
- А теперь вот не садят. Это вот в 42 году, что ограды нету, а крестик могут сломать, а дерево-то стоит. Дак до сих пор крестик на брате, да дерево тут стоит.
- Дак только рябинки садили?
- Да кто чего поседит. Не именно что одно дерево – кто чего.
- Как-то причитали как-то по покойнику-то?
- Дак это все эти – богомолы, да верующие, а чего мы. Мы особо не умеем.
- А вот как умрет, дак как его обмывать?
- А немного времени пройдет. Если старенький, дак его стараются обмыть, пока он не окостенел? А ведь вон в покойницкой иногда сутки лежит.
- А обмывать-то кого приглашали?
- Кто кого возьмет из родственников. Вот у нас одна из женщина умерла, дак у нее никого из родственников не было, дак я ездила. Еще одна женщина была, дак мы там теплой водичкой там, тряпочкой, да одели.
- А воду куда выливали от покойника?
- Дома дак куда-нибудь в сторонку, чтобы не ходили никто. Надо чтобы не на дорогу.
- А вот мыло его куда?
- А вот не знаю. Нам вот дали, дак тут так и осталося.
- А в гроб-то что могли положить покойнику?
- Тряпочки чистые, подушечка сшита, коленкор, да все как обычно. Кто чего – вату, подушечку. Теперь-то уж хороняют, дак все дорогое.
- А вот как-то подушечку по-особому сшивают?
- Ну в руки. Не на машине, а ниткой прямо. Ватой набивают и простыни все. Раньше дак коленкором закроют.
- А раньше как-то еще веничек, говорят, клали?
- Я не слыхала. Ведь в гроб ничего не надо лишнего. В церкви дают бумажку как проходная, да венчик на лоб.
- А иконок не клали?
- Нет, иконок не кладут. Вот только как человек лежит, вот на это место кладут. Приходят, поцелуют, помолятся. А когда крышкой закрывают, то иконку убирают.
- И куда ее потом? Домой?
- Домой. А как же? Туда, где должна стоять.
- А вот когда везут покойника, там не бросают веточки за ним?
- А вот лопушок, как уносят из дома, нарубят. Иной раз от дома относят, все лопушки. А потом там все оставляют на погосте. В могилу набросают лопушок, елок. И гроб уже на них спускали.
- А вот и раньше тоже эти лопушки бросали?
-Да.
- Как то вот еще денежки бросали?
- Да-да. Это как: перекрестишься и бросаешь денежки. Как говорится, окупаешь деньги.
- Это для покойника?
- Да. Кто это делает, а молодежь, может, не знает.
Автор расшифровки: Белавина К.П.
ОНМЦК АФ 092-01
001 БУК ВО ЦНК г. Вологда [Аудио]
Савинская (Станкевич) Е.В., Савинский А.П.
26.07.2003
Шекснинский район, Демсино (деревня)
Скворцова А.Я., 1928 г.р.
Аудио
https://folkvologda.ru/fund/o-pokhoronno-pominalnykh-obryadakh_12210/