О крестьянском быте

Фонд объектов традиционной народной культуры Вологодской области — электронная база объектов традиционной народной культуры из Собраний федеральных, региональных, муниципальных учреждений культуры и образования, а также частных коллекций.
Подробнее о фонде

Объект Фонда традиционной народной культуры Вологодской области

Место

Шекснинский район, Подгорный (поселок)

Исполнитель
Дата записи

25.07.2003

Паспорт объекта
Аудио
: :

О крестьянском быте

Репортаж о крестьянском быте:

- раньше в каждой семье были вши, особенно у девочек, если обнаруживали вшей у мальчиков, то их сразу обривали наголо

- мыла не было, варили «шшолок» из золы: сыпали золу в кипяченую воду в чугун, кипятили это в печке, потом, когда это остынет, этим «шшолоком» мыли голову в бане

- в белье тоже были вши, отец садил детей рядом и заставлял их искать у себя вшей в одежде

- у девок были специальные гребни, чтобы чесать головы, с одной стороны зубья были помельче, а с другой – покрупнее; девушка распускала волосы и чесала мелкой стороной гребня, вши падали на стол

- в бане нагревались камни на каменке, на грядки (из жердей) над каменкой развешивали белье, и когда плескали воду на каменку, вши в белье погибали от пара

- в деревне не пили чай и кофе, пили морковный чай и какую-то траву

- детей угощали только кусочком сахара, давал отец, дети очень радовались; сахар раньше был комками с кулак размером, его разламывали специальными щипчиками, когда пили чай, то кусочек сахара клали за щеку, чтобы его хватило дольше

- игрушки детям делали сами

- денег у крестьян на сахар и чай не было; деньги у крестьян были от продажи мяса

Собиратель: (А если вши у тебя то, как на беседу ходил, со вшами?)

Вихарев А.П.: Вши? Были и вши да.

Собиратель: ( А как же с ними?)

Вихарев А.П.: Ну, у меня по суть дела не было, да. Я когда маленький был, то у всех в головах были, особенно у девочек. У девочек больше, у пацанят было, потому что чуть что вши, дак ножницам обстригут как барашка (смеется), даже эти рубцы такие… Без вшей не жили, ни одна семья, и вши были. Мыла не было.

Собиратель: ( А чем мылись?)

Вихарев А.П.: Варили «шшолок» называлось.

Собиратель: (А из чего его варили?)

Вихарев А.П.: «Шшолок» варили из золы. Вот в кипяченую воду золы сыпали, ну, женщины знали сколько золы сыпать, скажем, чугун литров так на пять, чугун. Они знали сколько в этот чугун посыпать золы и все прокипятят это золу в печке, тогда когда остынет только пойдут в баню, когда пойдут в баню, тогда этот щелок с собой брали. В первую очередь начинают мыть голову, ну, как обычно как и сейчас приходишь в баню, начинаешь с головы. Этим щелоком мыли и не заводились, особенно у девочек хорошо промоют. Ну, уж если про это зашел разговор, то и в белье были тоже. Было такое дело ну, скажем, отец у меня был, ну ка все садитесь, нас было там четверо нас всего-то семь было в семье. Ну-ка давай все будем, все вшей искать! - У меня нет, тятя, - это я скажу. - Куда это они у тебя девались, давай снимай рубаху, ищи! (смеется). Да, это я запомнил на всю жизнь. Это один одного стыдились даже, ну ка ты…! Сидим вшей ищем, а и были никуда не денешься…

Собиратель: (А с белья как убирали?)

Вихарев А.П.: А как искали, что где-нибудь, это вот рубцы, где сшито, вот дак паслись они там. Вспомнишь дак, страсть божья и девки то молодые и ничего не сделаешь. Были раньше гребень такой, теперь такого нет, гребень специально головы чесать. С одной стороны мелкий, с другой стороны по крупнее - зубья и вот садится, распускает волосы и чешет,частые зубья то. И что вы думаете, на стол падают, и волос, который еще лезет и волосы нападали, и вошки там….И тоже вот так все там, куда деваться то.

Собиратель: (А белье дезинфицировали как то?)

Вихарев А.П.: А белье вот как.

Собиратель: (Постельное и другое?)

Вихарев А.П.: В постелях не было их. Не было в постелях никак. Только вот человек, что носит, когда баню истопят деревенскую, значит. Вы знаете, что такое деревенская баня то? Там специально баня по черному, называлась, каменка. Там котел ставлен, а кругом камнем обложено и там еще под котлом печка, и эти камни нагревались очень даже здорово, может до ста градусов дак, наверняка было! Над этой каменкой над печкой грядка ну из жердя сделана не одна, а может даже и две и место позволяло и три. И вешали туда белье, у которых  вши завелись, и вот когда белье развешают и потом как на этот, каменка называлась, горячая как. Воды та как плеснут  ковшака два-три, дак такой жар туда пойдет! Дак это вся вошь погибает. Все погибало, вся вошь. И опять жди, когда новые заведутся (смеется). Вот такая борьба была, мыло редко когда у кого, что-то было…Денег то тогда не было .

Собиратель: (А чай с кофе тогда пили в деревнях?)

Вихарев А.П.: Никогда…

Собиратель: (Не пили ?А тогда что траву заваривали?)

Вихарев А.П.: А а…пили морковный чай, потом какую-то еще траву, не вспомнить. Но, все ж таки чай еще бывало, привозили в сельский магазин, дак денег нету, купить не на что. Ладно, не так-то дорогой и был, но не на что купить. Еды много, все вроде есть, голодом особо не сидели, а вот денег нет.

Собиратель: ( А вот чем детей баловали ,какие лакомства для детишек были любимые? В деревне?)

Вихарев А.П.:А ничем… Если отец купит где-то сахару, удастся купить комочек сахару, даст, дак это было веселье уже на душе. Ну, не только, что много, а грамм пятьдесят даже, потому что раньше, раньше было сахар выпускали, вот теперь какой, а то было вот с кулак такой комками был. Еще щипчики были специальные , чтобы на мелкие кусочки, чтоб чайку то пить. А чай пили, еще вот кусочек сахару сюды положат.

Собиратель: (За щеку?)

Вихарев А.П.: Да, чтобы он подольше продержался. А не то сюда положишь…

нынче ну, только давай он исчез. Не дадут больше то, дали кусочек и все будь доволен. Трудная жизнь была, трудная.

Собиратель: (А игрушки детям покупали или сами делали?)

Вихарев А.П.: Только что кто мог то сам сделать, то делали покупать нет. Потому что, говорю, денег не было. На доброе дело, на этот же сахар, на чай, которые привозили в магазин. В деревнях сельские то магазины были, у людей денег не было. Процентов семьдесят населения в деревнях – безденежные, а ну остальные процентов тридцать как то имели что-то. Зарежут, скажем, быка какого- то, либо пару баранов, в город, скажем, в Череповец - дак это опять очень трудно, надо собраться на лошадях. А ну ка от нашей деревни да в Череповец, не так то это и просто. Ну, там мясо продадут, деньжонки скопят вот так уж там кое-чего купят мыло, шампунь. А на счет игрушек детям это исключено было.

Автор расшифровки: Белавина К.П.

Исторический шифр записи

ОНМЦК АФ 091-05

Фонд

001 БУК ВО ЦНК г. Вологда [Аудио]

Авторы записи

Савинская (Станкевич) Е.В., Суворова Л.М.

Дата записи

25.07.2003

Место записи

Шекснинский район, Подгорный (поселок)

Исполнитель

Вихарев А.П., 1925 г.р.

Вид исполнения
Репортаж
Событие
Детство
Быт/Жизнь/Семья
Тип фонда

Аудио

Лексикон
шшолок
Постоянная ссылка

https://folkvologda.ru/fund/o-krestyanskom-byte_12100/

Возврат к списку