Харовский район, Ситинский (поселок)
Макарова Е.Д., 1924 г.р., Державина А.Д., 1933 г.р.
01.09.2002
Репортаж:
- на Пасху попа поили пьяным пивом
- на Иванов день был молебен, праздника не делали, старого хлеба уже не было, новый не поспел
- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: утром умывались с серебра, в умывальник отпускали серебряную монету
- коровам, лошадям рано утром (до свету) подрезали хвосты
- в 1931 г. загнали в колхоз
- ТРОИЦА: в церковь ходили, у нее матери некогда было в церковь ходить
- СПАСОВ ДЕНЬ (престольный праздник): ходили в церковь, после службы старушки уходили домой, молодёжь оставалась на гулянье
- днём из других деревень приходила молодёжь
- гуляли в хорошей одежде
- в церковь носили пироги
- после службы ходили на могилы, пироги ели
- в 1937 г. службу в церкви запретили, учительница в школе ругала за то, что в церковь ходили (о себе)
- в церкви были колокола, красиво звенели, маленькие колокола сняли, оставили большой
- ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ: общий праздник, не пивной, не пировали, просто не работали
- в деревне было всего два пивных праздника
- Крещенье, Рождество, Новый год, Старый год – общие праздники
- Спасов день и Никола – пивные праздники
- в каждой деревне были разные праздники
- СВЯТКИ: молодые гуляли
- выряжёнками ходили, что смешнее, то и одевали
- выряжёнки ходили в ту избу, где гуляли
- гармонист играл, а выряжёнки плясали
- выряжёнки одевались в лапти, в долевые рваные юбки, изношенные, одевали всё худое, лицо тряпкой закрывали
- выряжёнки пели частушки
- из д. Попчиха в д. Дуриха приходили выряжёнки
- выряженки переодевались в другой избе в обычную одежду и приходили на беседу
- выряжёнки изменяли голос, чтобы их не узнали
- всегда узнавали
- случай был: отец матери испугался ряженого «покойника», хотел голову отрубить, тот успел спрятаться в голбец
- ряженого в «покойника» приносили на скамейке, он одет во всё белое, зубы делали из репы
- деревни были маленькие
- медведем рядились: выворачивали на левую сторону овечью шубу, на руки и на ноги одевали катанки, накидывали балахон, привязывали несколько вожжей, долго тянули, заводили в избу – выстуживали
- медведь прыгал на задних лапах на девок
- раньше из ржи ставили 10 суслонов, одиннадцатый – шляпа, эту шляпу на балу-маскараде одели на голову человека, подвязали
- рядились коровой – закрывали простынкой, делали рога, бодалась, за ней шла доярка с ведром на руке
- рядились клоуном – одна половина пёстрая
- рядились цыганками: просили погадать, голос меняли, им подавали
- ЖАТВА: суслон – это 10 снопов связывают вместе по два, 11-й - шляпа
- в последнюю очередь дожинали овёс
- последний сноп ставили в красный угол вместе с серпом
- тех, кто приходил на помочи, угощали вином, делали праздник , делали стол
- последний сноп стоял две недели, потом его скармливали скотине по горсточке
- мужчины не жали, они землю пахали
- СВЯТКИ: гадали
- подруга гадала: в нежилую избу ходила, снимала пояс, гребёнку, чтобы ни одного узелка не было, в зеркало смотрела - мужчина в белых катаниках и шубняке показался
- МАСЛЕНИЦА: отец невесты увозил молодых с понедельника по вторник домой к невесте - к тёще на блины
- молодые целую неделю катались на лошадях
- ЧИСТЫЙ ПОНЕДЕЛЬНИК: молодых «купали» в снегу
- как её из овина вытащили – «искупали» в снегу, целые штаны снега напихали (без штанов до 20-ти годов ходили)
- в уши, везде снега могли напихать
ОНМЦК АФ 011-05
001 БУК ВО ЦНК г. Вологда [Аудио]
Савинская (Станкевич) Е.В., Гуляшова Н.С.
01.09.2002
Харовский район, Ситинский (поселок)
— Макарова Е.Д., 1924 г.р.,
— Державина А.Д., 1933 г.р.
Аудио
https://folkvologda.ru/fund/o-kalendarnykh-obryadakh-i-prazdnikakh_11594/