Харовский район, Ситинский (поселок)
Макарова Е.Д., 1924 г.р., Державина А.Д., 1933 г.р.
01.09.2002
Репортаж:
- были не престольные праздники – по всему округу, мужики собирались вечером
- после того, как колхозы сделали, мужики перестали собираться
- в д. Дуриха яйцами играли в Заговинье, в Троицу яйца не варили
- ТРОИЦА: под каждое окно ставили берёзки метра по 2 высотой
- накануне полы в избе мыли
- утром пироги пекли
- берёзки приносили высокими, чтобы до окна доставали, в двухэтажных домах – до верхнего окошка
- ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРГ: до солнца надо хозяину помело принести, чтобы в печи подмести, на веник принести, «куриц погонять» по огороду - изобразить, чтобы летом в огород не ходили
- помело из сосны делали, к батогу привязывали, в воде мочили, в печи подметали
- веник делали из берёзы
- полы были не крашенными, сыпали дресву и веником тёрли, до бела надо выскоблить, тремя водами мыли, сухо затирали, скамейки, стол также мыли (лаптем из бересты), зимой снегом мыли
- перед праздником целый день всё мыли, гости приходили
- ПАСХА: мыли все полати, разбирали по дощечке, полочки – судёнки мыли
- скатерть была праздничная с кружевами и только для Пасхи
- службы по деревням были, первый год поп начинал обходить деревни с одного конца, на второй год – с другого
- поп в деревне по всем избам проходил, в каждом доме молитвы читал, потом в другую деревню шёл
- в деревнях знали, когда поп к ним придёт, шли встречать иконы
- в избах стелили скатерть на стол, варили красные яйца, на стол ставили пирог
- в передний угол на лавки ставили 4 корзины – с горохом, овсом, рожью, ячменем – корзины были новые, в них ставили иконы, батюшка пел
- за батюшком ходили псаломщики с мешками, им зерно и всё, что на столе клали в мешки
- на стол не все накрывали, только те, кто побогаче
- батюшка угощали, бывало напивался, т.к. пиво варили
- за день обходил 5 деревень: Глазунья, Матвеиха, Галактиониха, Дуриха, Чупино
- целую неделю ходил по деревням
- на третий день Пасхи начинал обходить, сначала с одного конца деревни, на следующий год - с другого
- поп носил один крест большой на батоге и пять икон
- из избы в избу дети носили иконы
- приносили иконы и ставили в избе, после того, как отпел, иконы забирал, шёл в другую избу
- иконы ставили, чтобы лучше хлеб рос
- ИВАНОВ ДЕНЬ: 7 июля служба была, мужики приносили большую икону
- в деревне делали козла деревянные, перевивали листками, за иконой ходили мужики в церковь за 3 км
- козла делали посреди деревни
- скотина стояла на дворе
- поп сначала служил молебен, потом шёл по дворам, начиная с крайней избы, святил скотину
- перед попом открывали ворота, он всё кропил святой водой, когда всё обойдёт, выпускали скотину и поп провожал её до поскотины (до леса)
- в каждой церкви был свой престол, к Бережецкой церкви относились деревни от Злобихи до Дору
- молебен в Иванов день служили только в д. Дуриха
ОНМЦК АФ 011-03
001 БУК ВО ЦНК г. Вологда [Аудио]
Савинская (Станкевич) Е.В., Гуляшова Н.С.
01.09.2002
Харовский район, Ситинский (поселок)
— Макарова Е.Д., 1924 г.р.,
— Державина А.Д., 1933 г.р.
Аудио
https://folkvologda.ru/fund/o-kalendarnykh-obryadakh-i-prazdnikakh_11590/